Автор Тема: Кадрирование изображения. Композиционное построение снимка.  (Прочитано 4522 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Azel

  • Модератор форума
  • Туземец
  • *****
  • Сообщений: 292
  • Плюшки: 444
    • Просмотр профиля
Даже фотографу с большим практическим опытом съемок не всегда удается сразу скадрировать снимок через видоискатель фотокамеры. Для того чтобы убрать лишнюю информацию, акцентировать внимание на главном объекте кадра, улучшить выразительность композиции или сделать снимок заданного размера, можно воспользоваться специальным инструментом кадрирования "Рамка" 960-0 («горячая клавиша» С).
Пользоваться этим инструментом очень просто. Выбрав его в палитре инструментов, щелкаем им в любом месте изображения и, не отпуская левую клавишу мыши, проводим по диагонали. В результате получается прямоугольник с контрольными точками в углах и по середине сторон. Все, что остается вне этого прямоугольника, будет обрезано.

962-1

Область кадрирования можно редактировать. Контрольными точками на горизонтальных сторонах прямоугольника изменяется высота снимка, на вертикальных – его ширина. При нажатой клавише Shift угловыми контрольными точками можно менять область кадрирования, сохраняя ее пропорции.

964-2

Удерживая нажатой левую клавишу мыши в выделенной зоне снимка, можно перетаскивать эту область в любое место изображения, выбирая наиболее выгодное положение. При удерживании левой клавиши мыши вне выделенной зоны, можно вращать ее (выделенную зону) по часовой или против часовой стрелки.

976-3


Установленная галочка в окошке «Перспектива» в верхней специальной панели  инструмента позволяет использовать эффект перспективы.
На этой же панели можно установить заданный размер обрезаемой области. В окошке «Разрешение» указывается количество пикселей на дюйм. Как правило, для печати используется изображение с разрешением 300 пикс/дюйм, а для использования в сети – 72 пикс/дюйм.

Оффлайн Azel

  • Модератор форума
  • Туземец
  • *****
  • Сообщений: 292
  • Плюшки: 444
    • Просмотр профиля
Хотелось бы остановиться на некоторых правилах кадрирования и композиционного построения изображения.
Выразительное построение рисунка изображения, создание акцента на главном объекте, исключение из рисунка снимка всего лишнего и др. – эти закономерности лежат в основе построения гармоничного, уравновешенного фотоизображения и объединяются общим понятием композиция кадра.
Основой конструкции снимка должен быть четко выделенный сюжетно-композиционный центр. Поэтому для реализации своего творческого замысла нужно найти детали или объекты, которые будут максимально характеризовать отображаемое явление и именно на них нужно сделать акцент любыми выразительными средствами.
Для этой цели очень часто используют принципы «золотого сечения», которые заключаются в высшем проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Интерес к этой древней пропорции иногда утихает, иногда разгорается с новой силой. 
Если обходиться без сложных математических расчетов, то для определения пропорционального соотношения сторон "золотого сечения" можно воспользоваться приближенными значениями 0,62 и 0,38. Если целый отрезок принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая — 38 частям.
Многие известные художники выбирали холсты именно с таким соотношением сторон.


966-0

Примером использования правил «золотого сечения» может являться расположение важных  компонентов кадра в особых точках – «зрительных центрах».

968-1

Конечно, во время съемки очень трудно просчитать и отложить необходимые пропорции. Поэтому можно воспользоваться упрощенным вариантом построения «золотого сечения». Оно называется правилом «одной трети».  Кадр условно разбивается на три части по вертикали и на три части по горизонтали, т.е. на 9 равных прямоугольников. В точках пересечения воображаемых линий и находятся «зрительные центры», в которые помещаются основные компоненты изображения.

970-2

Если в кадре присутствует линия горизонта, по правилу «золотого сечения», она   должна совпадать с одной из линий горизонтальных  третей. В зависимости от композиции это может быть верхняя или нижняя линия.

972-3


Как и линию горизонта, вертикальные объекты снимка тоже не следует размещать по центру. Предпочтительнее сместить их в какую-либо сторону.

974-4

Наличие правил не обязывает к строгому их выполнению. В первую очередь следует доверять своей интуиции. Применение "золотого сечения" не всегда бывает оправдано. Это больше академическое правило, которое нужно знать, которого следует придерживаться, но, как и любое правило, его можно и нужно нарушать в определенных ситуациях.

Использованы фото авторов: А. Мых, А. Черников, Т. Литвин


« Последнее редактирование: 29 Январь 2008, 01:31 от Azel »

Оффлайн Astana

  • Завсегдатай
  • **
  • Сообщений: 140
  • Плюшки: 261
    • Просмотр профиля
Видимо, в этих пропорциях действительно что-то есть. Правилом "Золтого сечения" пользовался режиссер Сергей Эйзенштейн при съемках фильма "Броненосец Потемкин". Он разбил сюжет фильма на пять частей - события первых трех проходят на корабле, а двух - в Одессе. Ключевые моменты расположены в "зрительных центрах", как раз в точках перехода одной части в другую. А кульминация сюжета, переход моряков на берег, расположена в точке, которая делит фильм на две части в пропорции 0,62:0,38.
И совсем другая область... Пропорция компонентов водки - 62 части воды и 38 частей спирта. Золотое сечение :)
Примеров можно найти много в разных областях.

Оффлайн NIko

  • Гражданин
  • *
  • Сообщений: 363
  • Плюшки: 621
    • Просмотр профиля
    • Бизнес-тренер | Постановка системы подбора персонала | тренинги продаж | Онлайн-тесты, опросы
урок опубликован на   
« Последнее редактирование: 13 Январь 2012, 11:57 от NIko »
с уважением, Типатов Николай / АРТ-тесты от ArtCross: http://b-t.com.ua/art_test/art_test.php
Интересное на АртКросс: http://b-t.com.ua/artcross/interes.html

Оффлайн Катрин Оглар

  • Администратор
  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 3408
  • Плюшки: 4066
  • Я строю зАмки из песка времён...
    • Просмотр профиля
    • Галерея ArtCross
Товарищи! Кому нравятся уроки Azel, отпишитесь, пожалуйста! И кому не нравятся - поругайте что ли.
Так много заходов, а в ответ - ти-ши-н-а-а-а  :girl_impossible:
Скажите хоть что-нибудь, плиз!  :drinks:
Не всё бывает в жизни так, как в сказке, но в сказке всё бывает так, как в жизни
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца... (с) аль-Хусри

 

bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Arts.In.UA